?

Log in

No account? Create an account
 
 
19 Июль 2014 @ 12:39
Post mortem  
Часто в музее у посмертной маски Достоевского меня спрашивают о том, зачем вообще их делают и откуда взялась такая традиция. Обычно после моих объяснений следуют охи и ахи и рассуждения о том, какие странные погребальные традиции были. Именно "были" почему-то, о странности современных надгробных изображений и лирических посланий усопшим не вспоминают. Меня-то давно пугает моё кладбище в поле на берегу реки, где зимой истинно целый полк улыбающихся, счастливых лиц на тебя с каменных надгробий смотрит. А ещё и без шапок и без верхней одежды, в мороз-то! Ок, кажется, перестали мёртвых фотографировать, аки в 19 веке, но, может, это просто в контакт не выкладывают.
Разговорилась я, собственно, из-за того, что насмотрелась фаюмских портретов. Конечно, странно. Мало того, что мумифицируют тело, так ещё и на мумию накладывают портрет усопшего, причём неясно, заведомо созданный или уже по факту. Конечно, странно, потом эти надтрупные изображения растаскивают по музеям и восхищаются.
Всё странно. Но, чёрт возьми, какие они красивые.



Как известно, первым вопросом, заданным мне в педагогической карьере, был запрос от восьмиклассниц: "Маш, а где в Питере симпатичные мальчики?" Ох, девочки, только музей изобразительных искусств им. Пушкина, только Москва :)